MainPublications of our law firmPublications in mediaRecognition of a contract as "unreal" by Ukrainian tax service

Recognition of a contract as "unreal" by Ukrainian tax service

This comment was prepared by Andriy Buzynnyi, lawyer of law firm “Pravova Dopomoga”. It was published in issue number 15 of “Yurydychna gazeta” newspaper dated the 9th of April 2013.

THESIS FOR THE COMMENT:

Practice of recognition of contracts as “unreal” by the Tax Service: legal grounds, possibilities of appeals.

COMMENT:

Article 1 of the Law of Ukraine “On accounting and financial statements in Ukraine” provides that a primary document is the document which includes information about a commercial transaction and confirms its completion. This is why any document (including contracts, invoices, bills) has the power of the primary documents only in case of actual completion of a commercial transaction.

Based on this, when tax authorities have doubts about actual occurrence of transaction they can recognize such transactions as “fictitious” or “unreal” and additionally impose tax obligations on all business entities that have connections with the chain of related contracts. At the same time as of today the most popular ground for the doubts is presence of so called “tax pits” or “one-day firms” in such chain which for example do not have the capacity to transport or store consignment (due to absence of warehouses, staff, vehicles, etc.).

The problem that many business entities face is that majority of them do not have ability to trace the entire chain of movement of goods and therefore they are unable to know whether a certain contract is “safe”. And only when the Tax Service informs that a contract is void based on Article 228 (a legal action that violates public order) or fictitious (Article 234) a business entity finds out about concealed facts of “origin” of goods. In any case if a transaction took place, goods are delivered, services are rendered and all these facts are duly formalized then it is quite possible to prove one’s rightness in court: as of today representatives of Themis satisfy claims related to cancellation of decisions of tax authorities more and more often.

Short analysis of judicial practice allows us to emphasize the following conclusions of judicial bodies. First of all the position of courts regarding the fact that acts or decisions of the Tax Service cannot serve as a ground for recognition of a legal action as void and result in respective legal consequences.

Resolution of the High Administrative Court of Ukraine number К/9991/50772/12 dated 14.11.12 provides that even based on features of voidance of legal actions tax authorities can only file lawsuits about recovery of funds in favor of the state and society due to their voidance. Besides, it was noted that “no law provides the right to a body of the State Tax Service to recognize legal actions and data that are provided by a taxpayer in tax returns as void personally and by means of out-of-court procedure”.

Secondly, duly documental formalization of a legal action helps to cancel decision of tax authorities that are based on “fictitiousness” or “unreality”. Obligatory documents include consignment notes, invoices, work (service) completion certificates, tax bills. At the same time one can find decisions in which absence of duly formalized consignment notes or waybills cannot serve as an independent and sufficient ground for recognition of a bargain as “fictitious”. In particular resolution of the High Administrative Court of Ukraine number К-30744/10 dated 19.07.12 states that consignment note and a waybill are not considered to be the documents of primary accounting which confirm sale of goods. Thus, presence of documents which prove transportation would be very useful since they strengthen the position of a business entity, however their absence does not indicate the opposite. The main proof is based on presence of primary accounting documents.”

If you have any questions – contact us.

Contact the author

Any questions left?

Don't waste your time and entrust your legal matters to the team of professionals!

Learn about the price


Related materials

ASK LAWYER A QUESTION

SIDEBAR MENU
RELEVANT EXPERIENCE RELEVANT PUBLICATIONS

ГлавнаяПубликации нашей юридической фирмыПубликации в СМИПрактика признания налоговой службой договоров «нереальными»

Практика признания налоговой службой договоров «нереальными»

Ниже приведен комментарий Бузинного Андрея Станиславовича, юриста Юридической компании «Правовая помощь», который был опубликован в «Юридической газете» № 15 от 09 апреля 2013 года.

ТЕЗИС ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ:

Практика признания налоговой службой договоров «нереальными»:  законные основания, возможность обжалования.

КОММЕНТАРИЙ:

"Статьей 1 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" определено, что первичный документ - это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление. Поэтому любые документы (в том числе договоры, накладные, счета и т.п.) имеют силу первичных документов только в случае фактического осуществления хозяйственной операции.

Исходя из этого, налоговики, имея сомнения относительно фактического проведения операции, признают такие операции «бестоварными» или «нереальными», доначисляя налоговые обязательства всем субъектам хозяйствования, причастным к цепи связанных сделок. При этом наиболее распространенным основанием для возникновения сомнений на сегодняшний день является наличие в такой цепи так называемых «налоговых ям» или «фирм-однодневок», которые, например, не имеют мощностей для перевозки или хранения партии товара (отсутствуют склады, персонал, автотранспорт и т.п.).

Проблемой для хозяйствующих субъектов является тот факт, что большинство из них не имеет возможности проследить всю цепь товародвижения, поэтому они не могут знать, насколько та или иная сделка является «безопасной». И только тогда, когда налоговая указывает, что сделка признается ничтожной согласно ст. 228 (сделка, нарушающая публичный порядок) или фиктивной (ст. 234), предприятие узнает о возможных скрытых фактах «происхождение» товара. В любом случае, если сделка состоялась, товары или услуги поставлены и все это оформлено надлежащей документацией, есть высокие шансы доказать свою правоту в суде представители Фемиды на сегодняшний день все чаще удовлетворяют исковые требования об отмене решений налоговиков.

Краткий анализ судебной практики позволяет сделать акценты на следующих выводах судебных органов.

Во-первых, достаточно постоянной является позиция судебной власти относительно того, что актами или решениями налоговой службы не может устанавливаться ничтожность сделки и применяться соответствующие правовые последствия.

Как указано в постановлении Высшего административного суда Украины от 14.11.12 г. № К/9991/50772/12, даже при наличии признаков ничтожности сделки налоговые органы имеют право только обращаться в суды с исками о взыскании в доход государства средств, полученных по сделкам, совершенных с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, ссылаясь на их ничтожность. Кроме того, отмечается, что «ни одним законом не предусмотрено право органа государственной налоговой службы самостоятельно, во внесудебном порядке, признавать ничтожными сделки и данные, указанные налогоплательщиком в налоговых декларациях».

Во-вторых, надлежащее документальное оформление сделки является залогом отмены решения налоговой по причинам «бестоварности» или «нереальности». При этом, обязательными документами являются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), налоговые накладные. В то же время, встречаются решения, в которых указывается, что отсутствие надлежащим образом оформленных товарно-транспортных накладных или путевого листа не является самостоятельным и достаточным основанием для признания сделки «бестоварной». В частности, в постановлении ВАСУ от 19.07.12 г. № К-30744/10 отмечается, что товарно-транспортная накладная и путевой лист не являются документами первичного бухгалтерского учета, подтверждающими куплю-продажу товаров.

Таким образом, наличие документов, подтверждающих перевозки очень желательно, так как усиливает позицию предприятия, однако их отсутствие само по себе не указывает на обратное – основу доказательства составляет наличие первичных бухгалтерских документов."

Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами.

Написать автору письмо

Все еще остаются вопросы?

Может хватит тратить время и пора обратиться к профессионалам?

Узнать стоимость


Связанная практика

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ
Доп. меню
Связанная практика Услуги по теме статьи