Who needs a licence to import goods that contain or may contain ozone-depleting substances?

In April 2021, we were contacted by a Client who was going to import refrigeration units to Ukraine. In fact, it had done it without any problems before, but this time the Client was asked for a license to import the goods at customs, or a confirmation that the license for importing the goods was not needed.

What happened? On 27.06.2020 the Law of Ukraine “On regulation of economic activity with ozone-depleting substances and fluorinated greenhouse gases” came into force. According to clause 9 of part 1 of Article 1 of this Law, ozone-depleting substances and fluorinated greenhouse gases are controlled substances. And on December 28, 2020 the Cabinet of Ministers adopted the Decree, which approved the list of exported and imported goods that are subject to licensing. These lists are updated annually. Thus, in order to import most of the equipment that contains refrigerants into Ukraine, it is necessary to obtain an Import License.

The Client heard that the license is unessential and that it can obtain the appropriate letter-explanation from the Ministry of Economy that the substances present in the equipment are not subject to control.

The Client contacted us to understand which option would be more beneficial and whether we could obtain the necessary document quickly in order to minimize its losses from delays at customs.

You may also like: How to Get a License to Export Ozone-Depleting Substances?

What document do you need to transport refrigerants and equipment containing them?

Not all equipment is subject to licensing. The above-mentioned CMU Decree has Annexes 2 and 3, which specify the UKTVED (Ukrainian Classification of Goods for Foreign Economic Activity) codes of goods and equipment, which may contain ozone-depleting substances and fluorinated gases.

But even if your product is included in the list of substances that may potentially pose a threat to the environment, the final decision whether these substances are really dangerous or not is made by the Ministry of Environmental Protection and Natural Resources of Ukraine. It provides the appropriate recommendations to the Ministry of Economic Development.

Why are all sorts of inquiries and “reply letters” not working? In the case of importing devices that may contain ozone-depleting substances, the degree of their danger and threat to the environment is determined by the Ministry of Environmental Protection and Natural Resources. The Ministry of Economy cannot assess the level of danger to the environment on its own. Therefore, when licensing the import of ozone-depleting substances and devices that contain them, you must submit two copies of applications to the Ministry of Economy, one of which is sent to the Ministry of Environmental Protection and Natural Resources, which must, within three business days, report on the grounds for refusal to issue an approval or issue an approval to issue a license within 10 days.

When the Ministry of Economy responds to requests such as “give explanations or we need a license”, then, firstly, it must respond to such a request within 5 business days and it physically does not have time to obtain approval from the Ministry of Environmental Protection and Natural Resources, and secondly, the legislation provides for issuing this approval, provided that there is an application for a license.

Thus, the Ministry of Environmental Protection and Natural Resources can only give a brief formal clarification, which will have no effect at customs.

So, how can you transport equipment that may contain ozone-depleting substances? 

The most effective way to obtain the document required by customs is to apply for and obtain a license or to be denied a license on the grounds that a license is not needed for these goods. But you should keep in mind that the probability of getting a refusal due to incorrectly completed documents and/or incomplete package of documents is higher than due to the fact that the given goods are not subject to licensing.

Many people do not know that some of the documents must be stapled, including one copy of the application, and the second copy must be simply attached. To say nothing of the correct completion of the application. 

You can avoid refusal on formal grounds or due to the incorrect completion of documents by contacting a specialist who will take care of getting you the right document on the first try.

Therefore, we suggested our Client apply for a license, which advice it followed. And although it is longer than filing a request, if the documents are filled out correctly, the answer of the licensing authority will be clear and sufficient for the unhindered transportation of goods across the custom border of Ukraine.

Do you need help with transporting certain goods across the border safely and without delay? We’ll tell you what documents you need and will obtain them in advance.

Didn’t find an answer to your question?

Everything about the procedure of obtaining an Import License in Ukraine here.

Publication date: 29/06/2021

About author

Name: Marina Losenko

Position: Associate

Education: National Aviation University

Knowledge of languages: Russian, Ukrainian

Email: [email protected]

Write to the author

We are ready to help you!

Contact us by mail [email protected], by phone number +38 044 499 47 99or by filling out the form:

Our other authors

Кому нужна лицензия на импорт товаров, которые содержат или могут содержать озоноразрушающие вещества?

В апреле 2021 года к нам обратился Клиент, который собирался импортировать холодильные установки в Украину. Собственно, он беспрепятственно это делал уже раньше, но на этот раз столкнулся с ситуацией, когда на таможне попросили лицензию на импорт данного товара, или подтверждение, что лицензия не нужна.

Что же произошло? 27.06.2020 г. вступил в силу ЗУ «О регулировании хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами». Согласно п.9 ч. 1 ст. 1 данного закона, озоноразрушающие вещества и фторированные парниковые газы относятся к контролируемым веществам. А 28 декабря 2020 г. было принято Постановление КМУ, которым был утвержден перечень товаров, для экспорта и импорта которых нужно получить соответствующую лицензию. Данные перечни обновляются ежегодно. Соответствующий перечень на 2022 год содержится в Постановлении КМУ от 29 декабря 2021 р. № 1424. Таким образом, для ввоза в Украину большинства аппаратуры, что содержит хладагенты, нужно получать лицензию на импорт.

Клиент слышал, что можно обойтись и без лицензии, и что для этого нужно получить от Министерства экономики соответствующее письмо-разъяснение, что имеющиеся в аппаратуре вещества не являются контролируемыми.

К нам он обратился для того, чтобы понимать, какой именно вариант будет для него выгодным, и можем ли мы получить нужный документ максимально быстро, чтобы минимизировать его убытки от задержек на таможне.

Интересно: Как получить лицензию на экспорт озоноразрушающих веществ?

Какой документ понадобится для перевозки хладагентов и аппаратуры, содержащей их?

Не вся аппаратура подлежит лицензированию. Вышеупомянутое Постановление КМУ имеет приложения 2 и 3, в которых указаны коды УКТВЭД товаров и оборудования, которое может иметь в составе озоноразрушающие вещества и фторированные газы.

Но даже если Ваш товар находится в перечне того, что потенциально может нести угрозу окружающей среде, окончательное решение, действительно ли данные вещества опасны, принимает Минприроды. После этого оно предоставляет соответствующие рекомендации Министерству экономразвития.

Почему всевозможные запросы и “отписки” не действуют? В случае с ввозом приборов, которые могут содержать озоноразрушающие вещества, степень их опасности и угрозы окружающей среде определяет Минприроды. Минэкономики своими силами не может оценить уровень опасности для окружающей среды. Поэтому при лицензировании импорта озоноразрушающих веществ и аппаратуры, которая их содержит, подается два экземпляра заявок в Минэкономики, одна из которых направляется в Минприроды, которое в течение трех рабочих дней должно сообщить о наличии оснований для отказа в выдаче согласования или в течение 10 дней выдать согласование на выдачу лицензии.

Когда же Минэкономики отвечает на запросы типа «дайте разъяснения или нам нужна лицензия», то, во-первых, оно должно ответить на такой запрос в течение 5 рабочих дней и физически не успевает получить согласование от Минприроды, а во-вторых, законодательством предусмотрено данное согласование только когда заявка подается для получения лицензии.

Таким образом, Минэкономики может дать лишь краткое формальное разъяснение, которое не будет иметь никакой силы при прохождении таможни.

Еще один клиент собирался ввозить тепловые насосы. Ему сказали тоже получать такую же лицензию. Почему и зачем? Дело в том, что вышеупомянутое Постановление имеет несколько дополнений (приложений): 

  • Объемы квот товаров, экспорт которых подлежит лицензированию;

  • Список контролируемых веществ (озоноразрушающих веществ и фторированных парниковых газов), экспорт и импорт которых подлежит лицензированию

  • Список товаров и оборудования, которые могут содержать контролируемые вещества (озоноразрушающие вещества и фторированные парниковые газы), экспорт и импорт которых подлежит лицензированию. 

Тепловые насосы относятся как раз к третьему списку товаров. Т.е. они МОГУТ иметь контролируемые вещества. Но не факт, что имеют. Клиент был уверен, что никаких озоноразрушающих веществ там нет, поэтому вполне достаточно будет отписки об этом. Но как мы уже не раз говорили, Минэкономики не спешит выдавать ответы на запрос надо или не надо лицензия. Связано это еще и с тем, что иногда сразу определить невозможно. Наверняка определить может только Минприрод, а для этого ему нужно предоставить соответствующие документы. 

Поэтому Минэкономики часто просто говорит: подавайте документы на лицензию, а мы будем смотреть. В случае с тепловыми насосами мы подали полный перечень документов для получения лицензии. Лучшим подтверждением того, что лицензия не нужна, является отказ в выдаче лицензии на этом основании. Только внимание: если отказ будет на основании того, что документы составлены не надлежащим образом, это не является основанием не получать лицензию. 

Наш клиент получил лицензию, и смог ввезти партию тепловых насосов в Украину без задержек на таможне. Мы также сопроводили данный процесс с помощью нашего таможенного брокера, предоставив услугу оформления декларации на импорт товаров.

Как тогда перевезти технику, которая может содержать озоноразрушающие вещества? 

Самый действенный способ получить желаемый для таможни документ – это подача документов на лицензию и ее получение или получения отказа в выдаче лицензии на основании того, что для данных товаров лицензия не нужна. Но здесь следует иметь в виду, что вероятность получить отказ из-за неправильного заполнения документов и/или подачи пакета в полном объеме выше, чем из-за того, что данный товар не требует лицензии.

Многие не знают, что часть документов прошивается, включая один экземпляр заявления, а второй экземпляр просто прилагается. Уже не говоря о правильном заполнении самого заявления. 

Отказа именно по формальным основаниям или из-за неправильного заполнения документов можно избежать, просто обратившись к специалистам, которые позаботятся о получении нужного Вам документа с первого раза.

Поэтому нашему Клиенту мы предложили пойти по пути подачи документов именно на получение лицензии, на что он и согласился. И хотя это дольше, чем подать запрос, при правильном заполнении документов ответ органа лицензирования будет четким и достаточным для беспрепятственной перевозки товаров через таможню Украины.

Вам нужна помощь с перевозкой определенного товара через границу безопасно и без задержек? Мы поможем разобраться, какие именно документы Вам для этого понадобятся, и получим их заранее.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Все о процессе получения лицензии на импорт в Украину здесь.

Дата публикации: 29/06/2021

Об авторе

Имя: Марина Лосенко

Должность: Юрист

Образование: Национальный авиационный университет

Знание языков: русский, украинский

Электронная почта: [email protected]

Марина Лосенко является юристом компании, специализируется в решении вопросов корпоративного права и права интеллектуальной собственности.

Долгое время занималась регистрацией и ликвидацией предприятий, благотворительных и общественных организаций, представительств иностранных компаний, а также оформлением изменения сведений о указанных субъектов.

Марина имеет большой опыт в полученные лицензий для многих видов деятельности, в т.ч. на торговлю лекарственными средствами (на деятельность аптечных учреждений); торговлю пестицидами и агрохимикатами; сбор вторичного сырья; обращения с опасными отходами; сбор и обработку лома драгоценных металлов и драгоценных камней; охранной деятельности; перевозки (транспортная лицензия); туроператорскую деятельность; пользование радиочастотным ресурсом; провайдера программной услуги и другие.

Написать автору

Мы готовы Вам помочь!

Свяжитесь с нами по почте [email protected], по номеру телефона +38 044 499 47 99 или заполнив форму:

Другие наши авторы