MainPublications of our law firmRepresentative experienceRegister a public organization without the status of legal entity

Register a public organization without the status of legal entity

In May 2020, we were contacted by a Client who wanted to set up a non-governmental organization without the status of a legal entity. According to him, he and his co-founding colleagues had already applied to the Ministry of Justice, but they had been refused. Although before that he believed that this procedure is quite simple: you can just take free templates of documents, including the charter, on the Internet, adapt them to your needs and sign.

In practice, everything turned out to be not so easy, so the Client wanted us to check his documents, bring them in line with the law, or develop new ones, if it turns out to be easier. The Client was also interested in the question of whether it is possible to avoid the registration procedure for public activities.

You may also like: Income-Generating Activities Of Non-Profit Organizations

The essence of the Client’s case: Mistake in registration of a non-governmental organization without the status of a legal entity

Having checked the Client’s charter, our specialists concluded that its provisions do not really meet the requirements of the applicable law:

  • no provision was made for a general meeting to be held via Internet communication;
  • the powers and functions of governing bodies were not clearly described.

In addition, it was obvious that the Client “borrowed” a charter template from the organization where a large number of staff was expected. And since in his case there were only six co-founders, they didn’t need such a number of elected bodies: the board with the chairman, and the executive committee, and separately the president of the organization, and the supervisory board.

In general, it should be noted that for organizations that are going to work without the status of a legal entity, the Law “On Public Associations” provides an opportunity not to approve the charter and not to elect management bodies. In particular, according to part 9 of this law, non-governmental organizations are created by the foundation meeting, and the minutes are drawn up based on its results.

The list of necessary issues to be considered at the foundation meeting is also defined by this Article. And in accordance with Part 4 of Article 9 of this law, you are not required to issue the decision on the election of the director and approval of the charter. However, in the absence of the director, a person authorized to represent the interests of the organization before the state authorities and third parties must be appointed.

Thus, when establishing an organization without the status of a legal entity, the key role is played by the minutes of the foundation meeting. If it does not meet the requirements provided for in paragraph 2 of Article 9 of the above law, this is the ground for the authority to refuse the registration.

You may also like: Who Is Eligible To Work With Volunteers?

Is state registration obligatory for a non-governmental organization?

As for the very registration of a non-governmental organization without the status of a legal entity, according to 4. 8. Article 9 of the Law “On Public Associations”, a public association is subject to state registration regardless of whether it intends to work with or without the status of a legal entity.

The package of documents for registration shall be submitted to the territorial justice body not later than 60 days from the moment of the foundation meeting. Otherwise, such an association will be considered not to have been established, which means that it will have to hold new foundation meetings and go through the entire procedure all over again.

After our consultation, the Client took a new look at a non-governmental organization without the status of a legal entity, but decided to revise the charter, as he could specify the relationship between the various governing bodies of the organization therein.

Then we offered the Client to take our template charter drafted in accordance with the requirements of the current legislation and based on the practical experience of communication with justice and tax authorities.

The result of our cooperation was an easy registration of a non-governmental organization without the status of a legal entity.

If you have any questions about the process of the NGO registration and you want to entrust the NGO registration to experienced professionals, don’t hesitate to call us.

Didn’t find an answer to your question? Find out more here!

Contact the author

ANY QUESTIONS LEFT?

Don't waste your time and entrust your legal matters to the team of professionals!

Learn about the price

Related materials

ASK LAWYER A QUESTION
RELEVANT EXPERIENCE RELEVANT PUBLICATIONS
0 800 210 915

Зарегистрировать общественную организацию без статуса юридического лица

В мае 2020 года к нам обратился Клиент, который хотел создать общественную организацию без статуса юридического лица. По его словам, он со своими коллегами - соучредителями, уже подавал документы в Минюст, но получил отказ. Хотя до этого считал, что данная процедура довольно проста: можно просто взять бесплатные образцы документов, в том числе и устава, которых в интернете есть множество, подогнать под свои нужды и подписать.

На практике все оказалось не так просто, поэтому Клиент хотел, чтобы мы проверили его документы, привели их в соответствие с законодательством, или разработали новые, если это окажется проще. Также Клиента интересовал вопрос, можно ли обойтись вообще без прохождения процедуры регистрации для общественной деятельности.

Читайте также: Прибыльная деятельность неприбыльных организаций

Суть дела Клиента: ошибка при регистрации общественной организации без статуса юрлица

Проверив устав Клиента, наши специалисты пришли к выводу, что его положения действительно не соответствуют требованиям действующего законодательства:

  • не было предусмотрено возможности проводить общее собрание с помощью интернет связи;
  • непонятно описаны полномочия и функции руководящих органов.

Кроме того, очевидно, Клиент «позаимствовал» образец устава у организации, где предполагалось большое количество персонала. А поскольку в его случае соучредителей было всего шесть человек, то такое количество выборных органов было вообще ни к чему: и правление с председателем во главе, и исполнительный комитет, и отдельно президент организации, и наблюдательный совет.

Вообще следует отметить, что для организаций, которые собираются работать без статуса юридического лица, ЗУ «Об общественных объединениях» предусматривает возможность не утверждать устав и не выбирать органы управления. В частности, согласно ч. 9 данного закона, ОО создаются учредительным собранием, по результатам проведения которого оформляется протокол.

Читайте также: Кто имеет право сотрудничать с волонтерами?

Перечень необходимых вопросов, которые должны быть рассмотрены на учредительном собрании, также определен указанной статьей. И в соответствии с ч. 4 ст. 9 данного закона, решение об избрании руководителя и утверждение устава может и не приниматься. Однако в случае отсутствия руководителя, должно быть назначено лицо, которое уполномочено представлять интересы организации перед государственными органами и третьими лицами.

Таким образом, при создании организации без статуса юр. лица, ключевую роль играет протокол учредительного собрания. Если он не будет отвечать требованиям, предусмотренными частью 2 статьи 9 вышеуказанного закона, это является основанием для отказа в регистрации.

Обязательна ли государственная регистрация для общественной организации?

Что касается самой регистрации ОО без статуса юр. лица, то согласно 4. 8 ст. 9 ЗУ «Об общественных объединениях», общественное объединение подлежит государственной регистрации независимо от того, собирается оно работать со статусом юр. лица или без такого статуса.

Пакет документов для регистрации нужно подать в территориальный орган юстиции не позднее 60-ти дней с момента проведения учредительного собрания. Ибо в противном случае, такое объединение будет считаться не созданным, а значит - придется собирать новые учредительные собрания и проходить все заново.

После данной консультации Клиент пересмотрел свое виденье понятия общественной организации без статуса юридического лица, но решил все-таки работать с уставом, поскольку именно в нем можно предусмотреть взаимоотношения между различными органами управления организацией.

Тогда мы предложили Клиенту взять за основу наш образец устава, составленный в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основе практического опыта общения с органами юстиции и налоговой.

Результатом нашего сотрудничества стала беспрепятственная регистрация общественной организации без статуса юридического лица.

Наша компания предоставляет услуги по регистрации и сопровождению деятельности общественных и благотворительных организаций уже более 14 лет. Мы можем не только зарегистрировать организацию быстро, но и разработать ее учредительные документы таким образом, чтобы они полностью отвечали вашим интересам.

Среди наших услуг:

  • Консультация юриста относительно процесса, сроков и стоимости регистрации организации для Клиента;

  • Разработка Устава, Протокола и других документов для регистрации ОО, включая фиксацию органов управления ОО, и правил ее членства;

  • Регистрация общественной организации без статуса юридического лица, или с таким статусом;

  • Получение статуса неприбыльности для общественной организации;

  • Помощь с открытием счета общественной организации;

  • Регистрация подразделений общественной организации;

  • Сопровождение юридическое и бухгалтерское деятельности общественной организации в Украине.

Стоимость регистрации общественной организации можно узнать тут. Мы разработали для вас комфортные и понятные пакеты услуг, из которых вы можете выбрать оптимальный именно для вас. Если вам нужны дополнительные услуги наших юристов, обращайтесь в наш колл-центр за формированием персонального пакета услуг.


Если у Вас есть вопрос о процессе регистрации общественной организации, и Вы хотите поручить задачу зарегистрировать ОО опытным специалистам — звоните нам.

Не нашли ответ на свой вопрос? Узнайте больше здесь!

Дата публикации: 15/06/2020

Об авторе

Имя: Марина Лосенко

Должность: Юрист

Образование: Национальный авиационный университет

Знание языков: русский, украинский

Электронная почта: [email protected]

Марина Лосенко является юристом компании, специализируется в решении вопросов корпоративного права и права интеллектуальной собственности.

Долгое время занималась регистрацией и ликвидацией предприятий, благотворительных и общественных организаций, представительств иностранных компаний, а также оформлением изменения сведений о указанных субъектов.

Марина имеет большой опыт в полученные лицензий для многих видов деятельности, в т.ч. на торговлю лекарственными средствами (на деятельность аптечных учреждений); торговлю пестицидами и агрохимикатами; сбор вторичного сырья; обращения с опасными отходами; сбор и обработку лома драгоценных металлов и драгоценных камней; охранной деятельности; перевозки (транспортная лицензия); туроператорскую деятельность; пользование радиочастотным ресурсом; провайдера программной услуги и другие.

Написать автору

Мы готовы Вам помочь!

Свяжитесь с нами по почте [email protected], по номеру телефона +38 044 499 47 99 или заполнив форму:

Другие наши авторы

Максим Постыка
Руководитель отдела Клиент-менеджеров
София Корлюк
Младший юрист
Захарчишин Ольга
Помощник юриста