How To Arrange The Work Of A Modeling Agency In Ukraine? Legal Procedure

In October 2020 our company was contacted by a foreign modeling agency, which intended to start a company in Ukraine. The ultimate goal of the Client was to set up a company in Ukraine, which could search for models for their further work both with a foreign parent company and other foreign firms. The Client wanted to understand the best way of organizing such a business in Ukraine, and the scope of services that could be provided by his future business, because the full functioning of the agency required employing a certain number of personnel: photographers, stylists, managers, etc.

The Client had a number of questions related to the organization of his business:

  • What form is better to choose for a company in Ukraine? LLC or a foreign representative office? Each type of the company has its own peculiarities of taxation and autonomy of action from the parent company.

  • Is it necessary to have a license to search and relocate models abroad to work with foreign contractors?

  • How to correctly build a work with “scouts”, photographers, stylists in order to minimize the tax burden on the company and to protect yourself from the claims of workers?

  • What types of activities to choose so that the tax office does not charge extra fees? Some modeling agencies provide several types of services at once (in particular, photography, styling shoots).

  • How to properly formalize cooperation with models sio that they were able to work for foreign companies without violating any copyrights?

Our lawyers offered the Client a detailed “Road Map” of the project, that is the detailed legal analysis of his situation and the algorithm of actions, which could legalize and secure the Client’s business in Ukraine.

In this publication we will answer some of the Client’s questions concerning his business model. If you did not find the answers to the questions that bother you, we can provide them to you at the consultation after obtaining information on your case.

There is always an easy solution to every issue and we know it.

You may also like: How To Check the Counterparty For Reliability? 

How to register a Modeling Agency?

Having considered the directions of activity and possible ways of business development, we suggested the Client choose the Limited Liability Company as legal form of its business. This option would be optimal from the standpoint of taxation and management decision-making.

The Client wanted the business to be set up in such a way to ensure minimal tax payments and quick coordinationation of documents, without unnecessary interference of the parent company, but with supervision and signature of the foreign director, who had to be officially employed in Ukraine.

We managed to meet the above requirements by registering LLC by our specialists and preparing other constituent documents for the Client, in particular the Charter, as well as obtaining other approvals, such as permits for the use of labor.

Do Modeling Agencies need to obtain an Overseas Employment Agency License? 

As a general rule, brokering activities in foreign employment or assistance of a Ukrainian firm (modeling agency) in employment of a Ukrainian worker (models in our case) abroad is subject to licensing. However, this type of activity shall be licensed only if there are a number of factors that meet the licensing regulations on employment abroad. In other cases you can do without compulsory obtaining of such a permit. 

In our Client’s case it was possible to organize the activities in a way that would not require obtaining a work permit, and that’s exactly what we did.

Our lawyers will examine your case in detail and advise you on the best way to proceed in your situation. Don’t simply ignore the requirement to obtain a license, because, as practice shows, if you make mistakes, you can be visited by law enforcement agencies and get a criminal case.

You may also like: How To Specify The Occupation When Arranging Labor Relations Abroad?

What is the procedure for regulating work of scouts, models, photographers, managers, and other model agency employees?

Of course, the answer to this question will depend on the activities of your agency, the personnel you are going to work with, and many other nuances. We will give an example of arranging a labor relationship with the staff of our Client.

Scouts can be paid both immediately after the agency signs a contract with a potential model and as a percentage of the model’s participation in a photo shoot or fashion show during a certain period of cooperation with the agency.

Most agencies sign a contract with a main scout or several scouts who represent the model. You can also cooperate with freelance scouts. This option helps make the most efficient use of labor resources and optimizes costs. 

However, legal aspects of this option must be taken into account. It is better to cooperate with the main scouts under an employment agreement and correctly predict the amount of their wages and the procedure for paying the so-called “bonuses’ for their work. As for freelance scouts, it is better to sign a service agreement with them. In this case it is better to use templates of agreements, taking into account the specifics of your agency - our lawyers can prepare them for you and hand them over for free use in the future. 

As for photographers, the best solution for the safe arrangement of the employment relationship would be to sign a so-called “copyright” agreement, under which the employee commits to creating a certain work of art, in our case, a photograph.

When it comes to stylists and hairdressers, you can use completely different solutions, depending on how often you need services from a particular specialist. However, as a rule, these issues are solved in a complex: our lawyers solve all current issues and offer solutions when running a model agency.

This also includes the development of job descriptions of scouts, art directors and other staff of the modeling agency. 

You may also like: Benefits Of Civil Contracts 

What kind of agreements does a model sign with a modeling agency?

Model Release. 

This is the document that regulates who, how and under what conditions can use the photos of the model. In plain words, it is a permit to use and edit photos.

A Model Release is usually needed to work with photobanks and photostocks, publish photos in magazines, sell them directly to advertising agencies and the like. Such agreements should specify the changes that can be made to the model’s image (retouching, cropping, etc.) and how they will be used in the future, to avoid claims from the model in the future.

There is also an opinion that without a Model Release or agreement, the photographer cannot use photos that depict another person. However, things aren’t that clear-cut, so sometimes you can do without a Model Release. Model Releases can be made in the same way as addendums to other agreements, including an agreement with an agency, so as not to create unnecessary bureaucracy.

Our lawyers analyze the situation of each individual Client on the need to sign a Model Release, and if there is such a need, we prepare a personalized draft agreement.

Agreement with a mother agency.

A mother agency in the fashion world is often the first modeling agency a rookie model has to deal with.

Agencies’ obligations under such agreements include representing models in negotiations and decisions on job offers in advertising, films, and show business, providing recommendations necessary for a successful career, creating a portfolio, and participating in shaping the models’ image. These agencies often promote their models to other agencies in international markets, which gives them the opportunity to get shows from major publications and work with big brands.

The essence of a modeling agreement can be summarized as follows: the agency offers the model a job, and receives a commission in the amount of an agreed percentage from the fees paid to the model.

The complexity of such agreements in legal terms is that you need to provide for the commission payments in advance, as well as correctly set out the payment terms, so that they do not contradict the labor law. In addition, such agreements shall specify intellectual property rights and their transfer. Our lawyers can develop templates of such agreements for further use in the agency’s work.

You may also like: How To Conclude Non-Standard Employment Agreements?

Tripartite Agreement between a model, a mother agency, a receiving agency.

Such an agreement is made when the mother agency plans to send a model to another country and agrees with a local agency on creating working conditions for such a model.

Usually, the agreement stipulates the share that each party receives from the work performed by the model. Typically, a model gets about 50%, a receiving agency - 40% and a mother agency - 10%. It all depends on the experience of the model and the prestige of the agencies. Also we can stipulate other terms of work in the agreement.

Generally, the work under the agreement with foreign agencies is seasonal, and the period of work is 60-90 days. The agreement must clearly stipulate: 

  • the liability of both agencies and their cooperation with each other and with the model;

  • the tasks to be performed by the model;

  • the conditions and rules for performing these tasks.

It is also important to take care of the model’s migration issues, so that he/she can leave and enter another country without problems. For this purpose, it is better to consult a migration lawyer.

The world practice of modeling business also knows the exclusive contracts which restrict the right of a model to cooperate with other agencies and to work directly with Clients. However, Ukrainian legislation is not quite adapted for such contractual relations, though they can still be created if you take into account the practice and explanations of Ukrainian courts.

Please note! Modeling career often begins fairly early, which necessitates the mandatory presence of responsible persons (usually parents) when concluding agreements with a model. It is better to make it in the form of a document too.

If you would like to start a modeling agency or any other kind of business but would like to find out in advance all the subtle aspects of the process and avoid problems at any stage of your business setup, don’t hesitate to contact us!

When starting a modeling agency our lawyers will offer you the following services:

  • Registration of the business in the optimal form “from scratch”;

  • Development of start-up documents for the agency’s work (personnel, internal documentation, etc.):

  • Development of templates of agreements between the agency and models, non-disclosure agreements, non-competition agreements, personalized model release or other contracts that will be needed in the course of business;

  • Analysis of the situation regarding the need for an employment license and, if such a need exists, obtainment of the license;

  • Consultation on legal relations with the agency personnel, including photographers and “scouts”, as well as tax and financial optimization;

  • Accounting, legal and personnel services for a specified period.

Do you want to start a business simply and safely? We are happy to help you! You can get answers to all your questions at an introductory consultation with our lawyer.

Do you need more information?

Find more about the terms of legal advice at our firm here.

Learn more about agreements and the procedure for their conclusion here.

Publication date: 12/01/2021

We are ready to help you!

Contact us by mail [email protected], by phone number +38 044 499 47 99or by filling out the form:

Как организовать работу агентства по поиску моделей в Украине? Юридическое оформление процесса

В октябре 2020 года в нашу компанию обратилось иностранное модельное агентство, которое планировало открыть предприятие в Украине. Конечной целью Клиента было открытие компании в Украине, которая могла бы организовывать поиск моделей для их дальнейшей работы как с зарубежной материнской компанией, так и с другими иностранными фирмами. Клиент хотел понять, каким образом лучше организовать такой бизнес в Украине, и на какой объем услуг своего будущего бизнеса он может рассчитывать, ведь для полноценного функционирования агентства нужно было трудоустройство также определенного набора персонала: фотографов, стилистов, менеджеров и т.д.

У Клиента был ряд вопросов, связанных с организацией его бизнеса:

  • В какой форме лучше открыть компанию в Украине? ООО или иностранное представительство? Ведь каждый вид имеет свои особенности налогообложения и автономность действий от материнской компании.

  • Необходима ли лицензия для деятельности по поиску и направлению моделей за границу для работы с иностранными контрагентами?

  • Как правильно построить работу со "скаутами", фотографами, стилистами для того, чтобы минимизировать налоговую нагрузку на фирму и максимально защитить себя от исков работников?

  • Какие виды деятельности выбрать для того, чтобы налоговая не насчитала дополнительные платежи? Ведь некоторые модельные агентства предоставляют сразу несколько видов услуг (в частности, фотографирование, стилизацию съемок).

  • Как правильно оформить сотрудничество с моделями, чтобы была возможность отправлять их работать в иностранные компании и не нарушать никаких авторских прав?

Наши юристы предложили Клиенту подробную "Дорожную карту" проекта – то есть развернутый юридический анализ его ситуации и алгоритм действий, которые могли бы легализовать и обезопасить бизнес Клиента в Украине.

В данном материале мы приведем некоторые ответы, которые были предоставлены Клиенту относительно его бизнес-модели. Если Вы не нашли ответы на вопросы, волнующие именно Вас – мы предоставим их Вам в процессе консультации после получения информации о нюансах Вашего дела.

Любой вопрос можно решить просто и мы знаем, как.

Интересно: Как проверить контрагента на надежность? 

Как зарегистрировать агентство по поиску моделей?

Рассмотрев направления деятельности и возможные пути развития бизнеса, мы предложили Клиенту выбрать именно общество с ограниченной ответственностью как организационно-правовую форму своего бизнеса. Такой вариант был бы оптимальным с позиции налогообложения и принятия управленческих решений.

В видении Клиента бизнес должен быть настроен таким образом, чтобы уплата налогов была минимальной, а согласование документов происходило максимально быстро, без лишнего вмешательства материнской компании, однако с контролем и подписью иностранного директора, который должен быть официально трудоустроен в Украине.

Мы смогли обеспечить все вышеприведенное путем регистрации ООО нашими специалистами и подготовкой других учредительных документов для Клиента, в частности, Устава, а также получением других разрешительных документов, например, разрешения на использование труда.

Необходимо ли модельным агентствам получать лицензию на посредничество в трудоустройстве за границу? 

По общему правилу, посредничество в трудоустройстве за границу или помощь украинской фирмы (модельного агентства) в том, чтобы украинский работник (модели в нашем случае) устроился на работу за границу, считается лицензированной деятельностью. Однако, такой вид деятельности лицензируется только тогда, когда есть ряд факторов, которые соответствуют Лицензионным условиям трудоустройства за границу. В других же случаях обязательного получения такого разрешительного документа можно избежать. 

В случае нашего Клиента была возможность организовать деятельность таким образом, который не требовал бы получения лицензии на трудоустройство, что мы и сделали.

Наши юристы детально рассмотрят Ваше дело и посоветуют, как лучше действовать в Вашем случае. Просто игнорировать требование о получении лицензии не стоит, ведь, как показывает практика, если допустить ошибки, то можно получить визит правоохранительных органов и уголовное дело.

Интересно: Как указывать данные о профессии при трудоустройстве за границу?

Как регулируется работа скаутов, моделей, фотографов, менеджеров и других работников модельного агентства?

Конечно, ответ на данный вопрос будет зависеть от направлений деятельности Вашего агентства, от персонала, с которым Вы собираетесь работать, и от многих других нюансов. Мы приведем пример установления рабочих взаимоотношений с тем персоналом, который планировался у нашего Клиента.

Результат деятельности скаутов может оплачиваться как сразу после подписания контракта агентством с потенциальной моделью, так и процентами от участия модели в фотосъемках или показах в течение определенного времени сотрудничества с агентством.

Большинство агентств подписывает контракт с основным скаутом или несколькими скаутами, которые ее представляют. При этом возможно также наличие внештатных скаутов. Такой порядок организации труда помогает максимально эффективно использовать трудовые ресурсы и оптимизирует расходы. 

Однако следует учитывать юридические моменты при таком оформлении. Основных скаутов лучше принять по трудовому договору и правильно предсказать размер их заработной платы и порядок выплаты так называемых "бонусов" на работу. Что касается внештатных скаутов, то лучше подписать договор оказания услуг. Для подобных договоров лучше использовать шаблоны договоров, учитывая специфику работы именно Вашего агентства – наши юристы смогут подготовить их для Вас и передать в пользование в дальнейшем. 

Что касается фотографов, то наилучшим решением для безопасного оформления трудовых отношений будет подписание так называемого "авторского" договора, по которому работник обязуется создать определенное произведение искусства, в нашем случае – фотографию.

Если речь идет о стилистах и парикмахерах, то это могут быть совершенно разноплановые решения, в зависимости от того, насколько часто необходимо получать услуги от того или иного специалиста. Правда, как правило, эти вопросы решаются в комплексе: наши юристы решают все текущие вопросы и предлагают решения при ведении деятельности модельного агентства.

Сюда же входит и разработка должностных инструкций скаутов, арт-директоров и других штатных работников модельного агентства. 

Интересно: Польза договоров ГПХ 

Какие контракты заключает модель с модельным агентством?

Модельный релиз. 

Это документ, который регулирует кем, как и на каких условиях будут использоваться фотографии с изображением модели. В простейшем понимании – это разрешение на использование и редактирование фотографий.

Модельный релиз обычно необходим для работы с фотобанками и фотостоками, публикации фотографий в журналах, их прямых продаж рекламным агентствам и тому подобное. В таких договорах стоит прописать, какие изменения могут вноситься в изображение модели (ретуширование, кадрирование и т.д.) и как в дальнейшем они будут использоваться, чтобы избежать претензий от модели со временем.

Также существует мнение, что без наличия модельного релиза или договора фотограф не может использовать фотографии, на которых изображен другой человек. Однако не все так однозначно, поэтому иногда можно обойтись и без модельного релиза. Модельные релизы могут заключаться так же, как и приложения к другим соглашениям, в том числе контракт с агентством, чтобы не создавать лишней бюрократии.

Наши юристы анализируют ситуацию каждого конкретного Клиента на необходимость подписания модельного релиза, и в случае, если такая необходимость есть – готовят его персонализированный проект.

Контракт с материнским модельным агентством (mother agency).

Материнское агентство в мире моды – зачастую первое модельное агентство, с которым приходится иметь дело модели-новичку.

К обязательствам агентств по таким контрактам входит представление интересов моделей при переговорах и принятии решений по предложению о работе в сфере рекламы, кино и шоу-бизнеса, предоставление рекомендаций, необходимых для успешной карьеры, создания портфолио и участие в формировании имиджа моделей. Такие агентства часто продвигают своих моделей в другие агентства на международные рынки, что дает им возможность получать показы от крупнейших изданий и работать с большими брендами.

Суть модельного контракта можно изложить так: агентство предлагает модели работу, а из гонораров, выплаченных за нее, получает комиссионные в размерах оговоренных процентов.

Сложность подобных договоров в юридическом плане заключается в том, что комиссионные выплаты нужно предусмотреть заранее, а также верно изложить положения по их выплате, чтобы они не противоречили законодательству о труде. Также таким договорам следует закрепить права интеллектуальной собственности и их передачу. Наши юристы смогут разработать шаблоны подобных договоров для дальнейшего использования в работе агентства.

Интересно: Как заключать нестандартные трудовые контракты?

Трехсторонний контракт модель-материнское модельное агентство-принимающее агентство.

Такой контракт заключается тогда, когда материнское модельное агентство планирует отправлять модель в другую страну и договаривается с местным агентством о создании условий для работы для такой модели.

Обычно, контракт обусловливает долю, которую каждая из сторон получает из выполненных моделью работ. Как правило, это около 50% для самой модели, 40% – принимающему агентству и 10% – материнской компании. Все зависит от опыта модели и престижности агентств. Также мы можем предусмотреть в договоре другие условия работы.

В основном, работа по договору с иностранными агентствами имеет сезонный характер, срок при этом составляет 60-90 дней. В контракте важно четко прописать: 

  • ответственность обоих агентств и их сотрудничество между собой и с моделью;

  • задачи, которые модель должна выполнить;

  • условия и правила выполнения этих задач.

Важно также и позаботиться о миграционных вопросах модели, чтобы она могла без проблем выехать и заехать в другую страну. Для этого лучше проконсультироваться с миграционным юристом.

Мировая практика модельного бизнеса также знает эксклюзивные контракты, которые ограничивают право модели сотрудничать с другими агентствами и непосредственно работать с Клиентами. Однако, украинское законодательство не совсем приспособлено для таких договорных отношений, правда, их все же можно создать, если учесть практику и разъяснения украинских судов.

Важно! Часто модельную карьеру начинают довольно рано, что вызывает необходимость в обязательном присутствии при заключении контрактов моделью ответственных лиц (как правило, родителей). Это лучше тоже зафиксировать в форме документа.

Если Вы хотите открыть модельное агентство или другой вид бизнеса, однако желаете заранее разобраться в нюансах процесса и избежать проблем на любом этапе его создания – обращайтесь к нам!

При открытии модельного агентства наши юристы предложат следующие услуги:

  • Регистрация бизнеса в оптимальной форме "с нуля";

  • Разработка стартовых документов для работы агентства (кадровых, внутренних и т.д.):

  • Разработка шаблонов договоров между агентством и моделями, договоров о неразглашении конфиденциальной информации, договоров о неконкуренции, персонализированного модельного релиза или иных договоров, которые понадобятся в процессе деятельности;

  • Анализ ситуации о необходимости получения лицензии на трудоустройство, и, если такая необходимость существует – получение лицензии;

  • Консалтинг по оформлению правоотношений с персоналом агентства, включая фотографов и "скаутов", а также налоговую и финансовую оптимизацию;

  • Бухгалтерское, юридическое обслуживание и ведение кадровых вопросов агентства на обозначенный срок.

Хотите открыть бизнес просто и безопасно? Мы рады Вам помочь! Ответы на все Ваши вопросы Вы можете получить на вступительной консультации с нашим юристом.

Нужно больше информации?

Больше об условиях предоставления юридической консультации в нашей фирме.

Больше о договорах и порядке их заключения.

Дата публикации: 12/01/2021

Об авторе

Имя: Богдан Косохатько

Должность: Юрист

Образование: Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка

Знание языков: украинский, русский

Электронная почта: [email protected]

Богдан является практикующим юристом в сфере энергетики, интеллектуальной собственности, договорного права и обслуживания бизнеса. Однако, это не мешает осваивать ему новые направления, поэтому Богдан также отвечает за развитие новых услуг компании.



Является членом:

  • Международной ассоциации расследователей и экспертов по кризисным ситуациям.
  • Нескольких благотворительных организаций.
Написать автору

Мы готовы Вам помочь!

Свяжитесь с нами по почте [email protected], по номеру телефона +38 044 499 47 99 или заполнив форму:

Другие наши авторы

Максим Постыка
Руководитель отдела Клиент-менеджеров
Карина Кузьминская
Младший юрист
Артур Олеш
Помощник юриста