MainPublications of our law firmRepresentative experienceIn which case you will have to switch to VAT

In which case you will have to switch to VAT

Indirect taxes, such as value added tax, are a rather complex aspect of doing business. And the problem here relates not only to the additional tax burden on business, but also to the procedure of their administration and reporting.

In this publication, we will talk about popular VAT issues, which our Ukrainian and foreign Clients are usually faced with.

You may also like: Accounting Support Of The Company Entering The Ukrainian Market: Our Experience

General requirements for registration as a VAT payer and the registration procedure

The Tax Code defines 2 procedures for obtaining the status of a VAT payer: mandatory and voluntary. Voluntary does not provide for the fulfillment of too many requirements (except for the submission of the relevant application and meeting the deadlines for its submission). Therefore, in this publication, we will focus on the mandatory procedure faced by medium and large businesses.

A company or entrepreneur has to become a VAT payer if:

  • A company receives more than one million hryvnia on its account as payment for goods / services / work;
  • The funds were received within the last twelve calendar months.

The main exceptions to this rule are as follows:

  • Single tax payers of Groups 1-3. For example, a single tax payer of Group 3 may become a VAT payer voluntarily, but the fact that the limit of UAH 10,000,000 is exceeded does not oblige it to register as a VAT payer.
  • The transaction is not subject to VAT taxation. For example, delivery of software products is now exempt from value added tax, provided that a number of requirements to the method and purpose of delivery are met. By default, such transactions are not taken into account when calculating 1 million income.

If the tax payer meets the conditions of compulsory registration, it must submit an application and accompanying documents to the fiscal authority at the place of its registration. The time for such registration is given until the 10th day of the month following the month of income excess.

Despite the relative simplicity of the registration procedure, it should be treated thoroughly. It is necessary to collect all the documents on the basis of which the funds were received in the last 12 months, namely:

  • the bank statement;
  • agreements;
  • invoices, etc.

In case of failure to document an excess of one million, you won’t be able to register as a VAT payer.

It is a common situation when employees of the tax authority refuse to accept documents due to their improper execution or insufficiency. According to them, in this case, the registration will be refused.

In such cases, you can take the following actions:

  • Provided that there is sufficient time to resubmit, you can take their advice and re-submit documents;
  • But if you apply on the last day and there is a risk of not being able to apply in time, you must insist on accepting the documents. In the future, such submission of documents may play in favor of the taxpayer, as the tax code binds liability to failure to submit an application, rather than to its successful consideration.

To learn more information on liability related to value added tax, see one of the following sections of the publication.

Read also: VAT Refund

What is the first event rule?

As we have mentioned above, the procedure of obligatory registration as a VAT payer has its time limits. At the same time, there are additional criteria that must be taken into account when determining the period. That is why it is common in our practice when, having misunderstood or not taking into account such criteria, taxpayers are late with the submission of applications for registration as VAT payers, and, accordingly, face the relevant penalties or restrictions.

The situation when the amount on the account exceeds 1 million is quite clear and is unlikely to cause misunderstandings. However, in cases when the services or work are performed on a postpaid basis, as a rule, the certificate of completion shall be signed first. This is where the so-called “rule of the first event”, which is not obvious at first glance, shall be applied.

According to the provisions of the Tax Code, the date from which tax liabilities arise is the following:

  • The date of payment (i.e. the funds are credited to the creditor’s account);
  • The date of signing of the acceptance and transfer certificate.

In this case, if these two events occurred on different days, the obligation arises from the date of the event that occurred earlier. Of course, there are exceptions to this rule, which are described in numerous tax consultations, but this is a general rule.

That is why, not knowing this requirement or not paying attention to it, it is very easy to miss the deadlines for filing for registration as a VAT payer.

Read also: Choosing The Most Optimal Taxation Scheme

Payment of VAT by non-VAT payers - when necessary?

In some cases, VAT has to be paid even before the respective registration in a voluntary or mandatory manner. A typical example of this situation is the provision of services by a foreign company in Ukraine. In such a situation, the recipient of services must independently calculate tax liabilities for VAT, take them into account in the appropriate calculation and pay in due time.

In order to fall under this rule:

  • The services must be provided on the customs territory of Ukraine (at the same time, tax authorities adapt this rule also for services provided by Ukrainian representative offices of foreign companies that are not registered as VAT payers);
  • The services must be not exempt from VAT.

Read also: Financial Assistance Of A Foreigner To Its Business

What penalties are foreseen for violation of VAT regulations?

If you fail to meet the deadline for registration as a VAT payer, the first consequence will be the accrual of tax liabilities by the state tax authorities, but without the right to receive a tax credit for such obligations. In other words, you will pay VAT, but you can not count on compensation.

In addition to the impossibility to get VAT compensation, you will have also to pay a fine in the amount of 25 percent of the tax liability accrued by the tax authorities.

If you want to get legal assistance with tax optimization of your business or to make a head of the VAT calculation issues, don’t hesitate to call us.

Contact the author

ANY QUESTIONS LEFT?

Don't waste your time and entrust your legal matters to the team of professionals!

Learn about the price

Related materials

ASK LAWYER A QUESTION
RELEVANT EXPERIENCE RELEVANT PUBLICATIONS
0 800 210 915

Услуги по теме
данного материала Юридическая консультация Абонентское сопровождение бизнеса Налоговое право Юридическая консультация онлайн Бухгалтерское сопровождение компаний

Marina Losenko
Lawyer

Не знаете как получить лицензию? Я могу помочь вам в этом вопросе!
Позвоните нам:

+38 044 499 47 99

или нажмите:

Консультация юриста

В каком случае Вам придется перейти на уплату НДС

Непрямые налоги, такие как налог на добавленную стоимость, являются достаточно сложным аспектом ведения хозяйственной деятельности. И проблема здесь не только в дополнительной налоговой нагрузке на бизнес, но и в самой процедуре их администрирования и отчетности.

В данном случае мы поговорим о популярных вопросах НДС, которые возникают у наших украинских и иностранных Клиентов.

Читайте также: Бухгалтерское сопровождение выхода на рынок Украины: наш опыт

Общие требования для регистрации плательщиком НДС и процедура регистрации

Налоговый кодекс определяет 2 порядка, в рамках которых может быть получен статус плательщика НДС: обязательный и добровольный. Добровольный не предусматривает выполнения слишком многих требований (кроме подачи соответствующего заявления и соблюдения сроков его подачи), а потому в данном материале мы сконцентрируемся именно на обязательном порядке, с которым сталкивается средний и крупный бизнес.

Компания или предприниматель вынуждены становиться плательщиками НДС если:

  1. на счет предприятия пришло более одного миллиона гривен, как оплата за товары / услуги / работы;
  2. средства пришли в течение последних двенадцати календарных месяцев.

Основными исключениями из данного правила являются:

  • плательщики единого налога 1-3 группы. Например, плательщик единого налога 3-й группы может стать плательщиком НДС добровольно, но сам факт превышения лимита в 1000000 не заставляет регистрироваться его плательщиком.
  • операция не является объектом налогообложения НДС. Например, поставка программной продукции сегодня освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость, при условии выполнения ряда требований к способу и цели поставки. Такие операции по умолчанию не учитываются при исчислении 1 миллиона дохода.

Если плательщик отвечает условиям обязательной регистрации, он должен подать заявление и сопроводительные документы в фискальный орган по месту регистрации. На такую ​​регистрацию дается время до 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло превышение.

Несмотря на относительную простоту процедуры регистрации, к ней следует подойти основательно. Нужно собрать все документы, на основе которых были получены средства за последние 12 месяцев, а именно:

  • банковскую выписку;
  • договоры;
  • счета и т.д.

Не подтвердив превышение миллиона документально - регистрацию не провести.

Распространенной является ситуация, когда работники налогового органа отказываются принимать документы, ссылаясь на их оформление ненадлежащим образом или недостаточность. По их словам, в результате такой подачи будет отказ в регистрации.

В таких случаях, можно действовать следующим образом:

  • при условии достаточного времени для повторной подачи, можно прислушаться к их советам и переделать документы;
  • если же Вы подаете документы в последний день и есть риск не успеть подать - нужно настаивать на принятии документов. В дальнейшем такая подача документов может сыграть в пользу налогоплательщика, поскольку налоговый кодекс привязывает ответственность именно к неподаче заявления, а не к ее успешному рассмотрению.

Подробнее об ответственности, связанной с налогом на добавленную стоимость, читайте в одном из следующих разделов материала.

Читайте также: Возврат НДС

Что такое правило первого события?

Как мы установили выше, процедура обязательной регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость имеет свои сроки. В то же время существуют дополнительные критерии, которые должны быть учтены при определении сроков. Именно поэтому распространенной в нашей практике является ситуация, когда неправильно поняв, или не учтя такие критерии, налогоплательщики опаздывают с подачей заявлений на регистрацию плательщиком НДС, а соответственно сталкиваются с соответствующими санкциями или ограничениями.

Ситуация, когда сумма на счете превышает 1 миллион, довольно понятна и вряд ли вызовет недоразумения. Однако в случаях, когда услуги или работы осуществляются на условиях постоплаты, как правило сначала подписывается акт выполненных работ или оказанных услуг. Вот здесь и всплывает неочевидное на первый взгляд так называемое "правило первого события".

Согласно положениям Налогового кодекса, датой с которой возникают налоговые обязательства является:

  • дата оплаты (то есть зачисления средств на счет кредитора);
  • дата подписания акта приема передачи.

При этом, если эти два события произошли в разные дни, то обязанность возникает по дате события, которое имело место ранее. Конечно, из данного правила существуют свои исключения, которые описываются в многочисленных налоговых консультациях, однако общее правило такое.

Именно поэтому, не зная этого требования или не обратив внимания, очень легко пропустить сроки для подачи на регистрацию плательщиком НДС.

Читайте также: Выбор оптимальной формы налогообложения

Уплата НДС неплательщиками - когда необходимо?

В отдельных случаях платить НДС нужно даже до соответствующей регистрации в добровольном или обязательном порядках. Типичным примером такой ситуации является предоставление услуг иностранной компанией на территории Украины. В такой ситуации, получатель услуг должен самостоятельно начислить налоговые обязательства по НДС, учесть их в соответствующем расчете и оплатить в установленные сроки.

Для того, чтобы подпадать под данное правило, услуги должны:

  • предоставляться на таможенной территории Украины (при этом под это правило налоговые органы подгоняют и предоставление услуг украинскими представительствами иностранных компаний, не зарегистрированными как плательщики НДС);
  • не являться освобожденными от налогообложения НДС.

Читайте также: Финансовая помощь иностранца своему украинскому бизнесу

Какие санкции предусмотрены за нарушение норм по уплате НДС?

В случае, если Вы не уложились в срок регистрации плательщиком НДС, первым следствием будет начисление налогового обязательства органами ГНС, однако уже без права получить по таким обязательствам налоговый кредит. То есть НДС Вы заплатите, а вот на компенсацию можно не рассчитывать.

Вместе с невозможностью компенсации НДС будьте также готовы заплатить штраф в размере 25 процентов от налогового обязательства, начисленного налоговой.

Если Вы хотите получить юридическую помощь по налоговой оптимизации Вашего бизнеса или разобраться в вопросах начисления НДС - позвоните нам.

Написать автору письмо

ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЮТСЯ ВОПРОСЫ?

Может хватит тратить время и пора обратиться к профессионалам?

Узнать стоимость

Связанная практика

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ
Связанная практика Услуги по теме статьи
0 800 210 915