Obtaining an electronic signature for foreigners in Ukraine

In the previous text we provided a general description of the peculiarities of electronic execution of documents according to Ukrainian legislation. In this publication we will elaborate on the foreign aspect of working with electronic contracts in Ukraine, as well as tell about notarial contracts and the possibility of remote registration actions.

Can a foreigner get an electronic signature in Ukraine?

Yes. For example, we provided legal support to a Latvian citizen for obtaining a signature in Ukraine – regional manager of a group of companies producing construction materials. But there is a nuance: to get a signature you need to come to Ukraine, because the accredited service center must verify the key recipient.

To get an electronic signature you will need to have your identification documents translated into Ukrainian. Also a foreigner can obtain an electronic signature in the status of a manager or other officer of the Ukrainian company, this will require additional documents confirming his position. With this electronic key a foreigner will be able to sign reports and other documents on behalf of the legal entity.

Some Ukrainian banks provide services of electronic signatures for their clients. The owner of the bank account has already undergone identification and verification, so there is no need to go through the procedure again. If a foreigner has an account in a Ukrainian bank, you should inquire about the possibility of obtaining a qualified electronic signature remotely.

Separately in this case it should be analyzed whether such signature is suitable for business purposes, if the person wishes to hold a position in a Ukrainian legal entity and sign documents remotely.

You may also like: Business Planning for Foreign Business in Ukraine

Will the Ukrainian electronic key have legal effect outside of Ukraine

We are not aware of any cases of recognition of electronic Ukrainian signatures by other countries. If you conclude an electronic agreement with a non-resident and it is subject to the law of Ukraine, there will be no questions about the validity of the Ukrainian signature. If, on the other hand, the law of another country applies to the form of the transaction, one should analyze separately whether the Ukrainian imperative norms are not violated and whether such signature will be valid abroad.

As a general rule, it is most important that the debtorєs signature is recognized by the country where the exequatur will take place. If your counterparty is in Poland, for example, and you send goods there, you should be sure that its signature will be legally valid in Poland, where you will need to collect debt from it if something goes wrong.

Can I give my key to other people?

We know of a case when a foreigner, director of a Ukrainian legal entity with first signature rights, got an electronic signature in Ukraine and gave it along with the password to the company’s accountants for the accounting needs. He thought it was a proforma procedure, and that the key was only needed for communication with the tax authorities. The truth is that electronic keys have no restrictions on their use at all. An unscrupulous employee with your key and password can sign any document on your behalf. Imagine that another person has acquired the ability to reproduce your handwritten signature, without your right to appeal it.

In general, this is a normal story in Ukraine, when the “flash drive” with the director’s key lies in the accounting department. At the level of trusting corporate relations, there is nothing wrong with it. But it should be remembered that the person is personally responsible for the safety of the key and should report the facts of its loss or compromise. The law does not provide for the possibility of transferring one’s key to another person.

Sometimes a manager cannot physically keep track of all the people who can sign documents, but in this case we offer companies to prepare e-signature policies which assign duties and responsibilities to employees.

You may also like: Business Legal Audit: When Do You Need It?

Does a foreign electronic key have legal force in Ukraine?

Article 38 of the Law of Ukraine “On Electronic Trust Services” provides for two alternative cases of recognition of foreign electronic signatures by Ukraine:

  • If the Ukrainian authorized body recognizes that foreign electronic signature service providers meet Ukrainian requirements;
  • If there is an international treaty according to which Ukraine includes foreign electronic signature service providers in its own register.

None of these points are currently being implemented, which means that there is still no way to talk about the legal validity of foreign electronic signatures in Ukraine. There are certain steps on the Ukraine-EU line, as well as a recently drafted bill on simplification of procedures for mutual recognition of electronic signatures. Therefore, in the near future we can expect progress in this direction, which we constantly monitor for our clients.

Comment from the team: The lawyers believe that, under certain conditions, in a foreign trade contract it is possible to consider the choice of law, which is more flexible than the Ukrainian law in the context of electronic document management. If you are faced with such a question please contact a specialist, because the problem should be analyzed taking into account the mandatory requirements for the form of the foreign economic transaction, stipulated by Article 31 of the Law of Ukraine “On International Private Law”.

You may also like: How to Safely Invest in Ukrainian Business?

Notarial Agreements in Ukraine

In Ukraine there are a number of transactions that must be certified by a notary. For example, the real estate transactions must be executed only with the notary, with the obligatory participation of the parties to the contract or their representatives. Ukrainian law is developing in the “paperless” direction, but at present it does not apply to notarial transactions, they have not been digitized yet.

In the case of real estate, the parties cannot change the law applicable to the contract (Part 2 of Article 31 of the Law of Ukraine “On International Private Law”), so the transaction will necessarily be subject to the laws of Ukraine. Of course, it is possible to structure the purchase of real estate in another way: not to sell the real estate object itself but to sell the company that owns it (you can read about structuring here).

We have been accompanying both local and foreign businesses for years in Ukraine and are well aware of the peculiarities and nuances of the correct fixation of agreements on paper and in digital format.

If you feel that the transaction is worthy of careful attention to its execution, we will help you organize the process correctly and prepare the necessary wording for your documents.

Consultation fee for businesses here.

Everything about doing foreign business in Ukraine here.

Everything about investing in Ukraine here.

Publication date: 23/06/2022

We are ready to help you!

Contact us by mail [email protected], by phone number +38 044 499 47 99or by filling out the form:

Получение электронной подписи для иностранцев в Украине

В предыдущем тексте мы представили общее описание особенностей электронного оформления документов по украинскому законодательству. В этой публикации раскроем иностранный аспект работы с электронными договорами в Украине, а также расскажем о нотариальных договорах и возможности дистанционных регистрационных действий.

Может ли иностранец получить электронную подпись в Украине?

Да. Мы, например, сопровождали получение подписи в Украине гражданином Латвии – региональным руководителем группы компаний, производящих строительные материалы. Но есть нюанс – для получения подписи необходимо приехать в Украину, потому что аккредитованный сервисный центр должен провести верификацию получателя ключа.

Для получения электронной подписи понадобятся идентифицирующие личность документы, переведенные на украинский. Также иностранец может получить электронную подпись в статусе руководителя или другого должностного лица украинской компании, для этого потребуются дополнительные документы на подтверждение его должности. С таким электронным ключом иностранец сможет подписывать отчетность и другие документы от имени юридического лица.

Некоторые украинские банки предоставляют услуги по оформлению электронных подписей для своих клиентов. Владелец банковского счета уже прошел идентификацию и верификацию, поэтому повторное прохождение процедуры не нужно. Если у иностранца есть счет в украинском банке, следует поинтересоваться возможностью дистанционного получения КЭП.

Отдельно в этом случае следует проанализировать, подходит ли такая подпись для целей ведения бизнеса, если лицо желает занимать должность в украинском юридическом лице и подписывать документы дистанционно.

Интересно: Бизнес-планирование для иностранного бизнеса в Украине

Будет ли украинский электронный ключ иметь юридическую силу за пределами Украины

Нам неизвестны случаи признания другими странами электронных украинских подписей. Если вы заключаете электронный договор с нерезидентом, и он подчинен праву Украины, по поводу юридической силы украинской подписи не будет вопросов. Если же к форме сделки применимо право другой страны, следует анализировать отдельно, не нарушаются ли украинские императивные нормы, и будет ли такая подпись иметь силу за рубежом.

По общему правилу, наиболее важно, чтобы подпись должника признавала страна, где будет происходить экзекватура. Если ваш контрагент, например, в Польше, и вы отправляете туда товар, следует быть уверенным, что его подпись будет иметь юридическое значение именно в Польше, где вы будете вынуждены взыскать с него задолженность, если что-то пойдет не так.

Можно ли передавать свой ключ другим лицам?

Нам известен случай, когда иностранец, директор украинского юридического лица с правом первой подписи, получил электронную подпись в Украине и передал его вместе с паролем бухгалтерам компании для оформления отчетности. Он думал, что это процедура proforma, и что ключ нужен только для коммуникации с налоговой. Правда в том, что электронные ключи вообще не имеют ограничений по их применению. Недобросовестный работник с вашим ключом и паролем может подписать любой документ от вашего имени. Представьте, что другое лицо приобрело способность воспроизводить вашу собственноручную подпись, без вашего права это обжаловать.

В целом, это нормальная для Украины история, когда «флешка» с ключом директора лежит в бухгалтерии. На уровне доверительных корпоративных отношений в этом нет ничего плохого. Но следует помнить, что лицо лично отвечает за сохранность ключа и должно сообщать о фактах его потери или компрометации. Возможность передачи своего ключа другому лицу законодательством не предусмотрена.

Иногда руководитель не имеет возможности физически следить за всеми лицами, которые могут подписывать документы, но на такой случай мы предлагаем предприятиям готовить политики использования электронных подписей, в которых распределены обязанности и ответственность сотрудников.

Интересно: Юридический аудит бизнеса: когда нужен?

Имеет ли иностранный электронный ключ юридическую силу в Украине?

Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» в статье 38 предусматривает два альтернативных случая признания Украиной иностранных электронных подписей:

  • если украинский уполномоченный орган признает, что иностранные поставщики услуг электронной подписи отвечают украинским требованиям;

  • если есть международный договор, согласно которому Украина включает иностранных поставщиков услуг электронной подписи в собственный реестр.

Ни один из этих пунктов в настоящее время не выполняется, а значит, пока нет возможности говорить о юридической силе иностранных электронных подписей в Украине. Есть определенные шаги на линии Украина-ЕС, а также недавно подготовлен законопроект об упрощении процедур взаимного признания электронных подписей. Поэтому в ближайшем будущем мы можем ожидать сдвигов в этом направлении, которые мы на постоянной основе отслеживаем для наших клиентов.

Комментарий от команды: Среди юристов встречается мнение, что при определенных условиях во внешнеэкономическом договоре можно рассмотреть возможность выбора права, которое более гибкое чем украинское в контексте электронного документооборота. Если вы столкнулись с таким вопросом, обратитесь к специалисту, поскольку проблему следует анализировать с учетом обязательных требований к форме внешнеэкономической сделки, предусмотренной статьей 31 Закона Украины «О международном частном праве».

Интересно: Как безопасно инвестировать в украинский бизнес?

Нотариальные договоры в Украине

В Украине есть ряд сделок, которые обязательно должны быть удостоверены нотариально. К примеру, приобретение недвижимости происходит только у нотариуса, при обязательном участии сторон договора или их представителей. Законодательство Украины развивается в направлении «paperless», но в настоящее время это не касается нотариальных сделок, их еще не оцифровали.

В случае с недвижимостью стороны не могут изменить право, применяемое к договору (часть 2 статьи 31 Закона Украины «О международном частном праве»), поэтому сделка обязательно будет подчиняться законодательству Украины. Конечно, можно структурировать покупку недвижимости иным образом: не продавать непосредственно объект недвижимости, а продать владеющую им компанию (о структурировании можно почитать здесь).

Мы годами сопровождаем как местный, так и иностранный бизнес в Украине, хорошо разбираемся в особенностях и нюансах правильной фиксации договоренностей на бумаге и в цифровом формате.

Если вы чувствуете, что сделка стоит тщательного отношения к ее оформлению, мы поможем правильно организовать процесс и подготовим необходимые формулировки к вашим документам.

Стоимость консультации для бизнеса здесь.

Все о ведении иностранного бизнеса в Украине здесь.

Все о возможности инвестирования в Украину здесь.

Дата публикации: 23/06/2022

Мы готовы Вам помочь!

Свяжитесь с нами по почте [email protected], по номеру телефона +38 044 499 47 99 или заполнив форму: