Royalty or intangible asset - how to protect yourself from additional charges from the tax side?

We often deal with tax disputes concerning the assignment of royalties to the expenses of the taxpayer - fees for the use of intellectual property. Taxpayers state that payments for the use of intellectual property objects do not fall under the definition of “royalty”, which is contained in subparagraph 14.1.229 of paragraph 14.1 of Article 14 of the Tax Code of Ukraine (hereinafter - the TC of Ukraine), which means that it is impossible to attribute such payments to the taxpayer’s expenses. And as a consequence, the report on the tax inspectorate of the taxpayer contains an overestimation of the negative value of the object of taxation on income tax.

Such situation may be familiar to the owners of IT-companies, which pay royalties for the use of software. In this case, due diligence and, in the case of an existing problem, a quick reaction can help avoid additional charges, and therefore additional costs.

Let’s consider examples from our lawyer’s practice and ways out of the situation.

You may also like: Contractual Relations In IT Sphere

The core of the case: The position of the tax authorities regarding royalties.

The Client, an IT-company, got the right to use the object of intellectual property (software) under the non-exclusive license, in order to use such a program in the process of providing information services to other users.

In the opinion of tax authorities, the amount of remuneration for the use of intellectual property is not a royalty, but should be capitalized and included in the value of intangible assets created by the company. That is, the company, which received the right to use the intellectual property object, in the understanding of the controlling authority, is the final consumer of such “benefit”, and therefore royalties are not royalties, and cannot be attributed to expenses.

Is this approach correct?

This approach is refuted by the fact that the right to use an intellectual property object does not mean the acquisition of such an object in ownership and therefore the company has every chance to defend its interests in court.

Thus, the right to use a work (and a computer program is exactly a work) and the right to allow the use of the work are property rights to intellectual property, and the powers on them are specified by law (Article 440 of the Civil Code of Ukraine, Article 15 of the Law of Ukraine “On Copyright and Related Rights”).

In the case of the IT-company, it gets non-exclusive rights to allow the use of intellectual property rights and the right to use them (software) solely for the purpose of granting this right to end users.

The company did not get any ownership rights to the software, the company received property rights to intellectual property, namely:

  • the right to use the work;
  • the exclusive right to allow the use of the work by end users.

That is, a condition for determining the nature of payment for the receipt of a certain intellectual property object is the existence of the relevant rights to such object:

  • Copyright to the software - belongs to a person who developed the software or a person who received property rights in whole or in part under a license agreement;
  • Ownership rights to the tangible object in which the program is embodied (a copy of the program, recreated on a disk or other media) - belongs to the end user.

Thus, payments for the use of copyright to computer programs, rather than payments for the use of computer programs, are recognized by the tax laws of Ukraine as royalty.

You may also like: Taxation In IT Sphere

Legal advice on preventing the situation with additional accrual for an intangible asset

Since in this case the IT-company obtained the right to use intellectual property - that is, it was not the end user of the software - the fee under the license agreement was a royalty, within the meaning of subparagraph 14.1.225. of paragraph 14.1. of Article 14 of the Code.

Therefore, in order to avoid additional charges from regulatory authorities, we recommend you the following:

  1. The licence agreement should clearly stipulate which intellectual property rights will be obtained as a result of the agreement.
  2. The licence agreement shall set out in as much detail as possible the amount and procedure for payment of royalties.
  3. Get individual tax advice on the practical application of the provisions of tax law, which, by virtue of the prescriptions of Articles 52, 53 of the Tax Code of Ukraine, releases the taxpayer from financial liability.

If you want to get information about tax optimization of your business activity or advice on certain taxation issues, don’t hesitate to call us. We will find the best solution for you.

We are ready to help you!

Contact us by mail [email protected], by phone number +38 044 499 47 99or by filling out the form:

Юридическая компания «Правова Допомога»Публикации нашей юридической фирмыПрактика нашей компанииРоялти или нематериальный актив - как обезопасить себя от доначислений со стороны налоговой?

Роялти или нематериальный актив - как обезопасить себя от доначислений со стороны налоговой?

Нам часто встречаются налоговые споры по поводу отнесения к расходам налогоплательщика роялти - платы за пользование объектами интеллектуальной собственности. Налоговиками констатируется, что платежи за использование объектов права интеллектуальной собственности не подпадают под определение понятия «роялти», которое содержится в пп. 14.1.229. п. 14.1. ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее - НК Украины), что означает невозможность отнесения таких платежей в состав расходов налогоплательщика. И как следствие - в акте проверки налогоплательщика установлено завышение отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль.

Такая ситуация может быть знакома владельцам IT-компаний, которые выплачивают роялти за использование программного обеспечения. В таком случае должная осмотрительность и, в случае уже имеющейся проблемы, быстрая реакция, может помочь избежать доначислений, а значит и дополнительных расходов.

Рассмотрим примеры из практики наших юристов и пути выхода из ситуации.

Читайте также: Договорные отношения в IT-сфере

Суть дела: позиция органов налоговой по роялти

Клиент - IТ-компания, получила право использования объекта интеллектуальной собственности (программного обеспечения) на условиях неисключительной лицензии, с целью использования такой программы в процессе предоставления информационных услуг другим пользователям.

По мнению налоговиков, сумма вознаграждения за использование интеллектуальной собственности не является роялти, а должна быть капитализирована и включена в состав стоимости нематериальных активов, создаваемых компанией. То есть компания, которая получила право на использование объекта интеллектуальной собственности, в понимании контролирующего органа, является конечным потребителем такого «блага», а потому роялти - не роялти, и к расходам относить нельзя.

Верен ли такой подход?

Такой подход опровергается тем, что право использования объекта интеллектуальной собственности не означает приобретение такого объекта в собственность, а потому у такой компании есть все шансы отстоять свои интересы в суде.

Так, право использования произведения (а компьютерная программа является именно произведением) и право разрешать использование произведения - являются имущественными правами интеллектуальной собственности, и правомочия по ним конкретизированы законодательством (ст. 440 ГК Украины, ст. 15 ЗУ «Об авторском праве и смежных права »).

В случае IТ-компании, ей передаются неисключительные права разрешать использование объектов права интеллектуальной собственности и права на их использование (программного обеспечения) исключительно для целей предоставления этого права конечным пользователям.

Компания не получала программное обеспечение в собственность, компания получила имущественные права интеллектуальной собственности, а именно:

  • право на использование произведения;
  • исключительное право разрешать использование произведения конечным потребителям.

То есть, условием для определения природы платежа за получение определенного объекта интеллектуальной собственности является наличие соответствующих прав на такой объект:

  • авторское право на программное обеспечение - принадлежит лицу разработчику программы или лицу, получившему имущественные права полностью или частично, на основании лицензионного договора;
  • право собственности на материальный объект, в котором воплощена программа (экземпляр программы, воссозданный на диске или другом носителе информации) - принадлежит конечному потребителю.

Таким образом, платежи за использование авторского права на компьютерные программы, а не платежи за пользование компьютерными программами, признаются налоговым законодательством Украины как роялти.

Читайте также: Налогообложение в IT-сфере

Советы юриста по предотвращению ситуации с доначислением за нематериальный актив

Поскольку в указанном случае IТ-компания получила право использования интеллектуальной собственности - то есть не была конечным потребителем программного обеспечения, то плата по лицензионному договору являлась роялти, в понимании подпункта 14.1.225. пункта 14.1. статьи 14 Кодекса.

Поэтому, чтобы избежать доначислений со стороны контролирующих органов, рекомендуем Вам следующее:

  1. В лицензионном договоре четко предусматривать, какие имущественные права интеллектуальной собственности будут получены в результате заключения договора.
  2. В лицензионном договоре максимально подробно прописать размер и порядок выплаты роялти.
  3. Получить индивидуальную налоговую консультацию по вопросам практического применения положений налогового законодательства, которая в силу предписаний статей 52, 53 НК Украины, освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности.

Если Вы хотите получить информацию о налоговой оптимизации бизнес-процессов Вашей деятельности или по отдельным вопросам налогообложения - позвоните нам. Мы найдем для Вас оптимальный вариант решения проблемы.

Написать автору письмо

ВСЕ ЕЩЕ ОСТАЮТСЯ ВОПРОСЫ?

Может хватит тратить время и пора обратиться к профессионалам?

Узнать стоимость

Связанная практика

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ
Связанная практика Услуги по теме статьи
0 800 210 915